ДВС (двигатель внутреннего сгорания) установленный на садовой технике, будь то газонокосилка, культиватор, мотоблок, или снегоуборщик и тому подобным агрегатам, имеет 4-х тактную архитектуру и нуждается в техническом обслуживании, а соответственно в одном из требований регламента необходима замена жидких смазочных материалов. Как правило в агрегаты заливается 4-х тактное масло.
В специализированных магазинах по продаже садовой техники присутствует большой выбор масел, поэтому прежде чем приобрести масло для своего агрегата, пользователю следует разобраться в свойствах 4-тактного масла.
В большинстве случаев современные ДВС имеет конструктивное исполнение, которое не предусматривает установку масляного насоса. Подшипник скольжения нижней шатунной головки смазывается зачерпыванием смазки из картера. Все остальные подшипники, ЦПГ, механизм газораспределения получают масляное питание разбрызгиванием.
В составе 4-тактных масел имеются присадки, они должны обладать антифрикционными, противозадирными и моющими свойствами. Так как 4-х тактный двигатель работает в нестабильном температурном режиме, масло, применяемое для смазки поршневой группы, будь то дизельный или бензиновый агрегат, должно быть специализированным и соблюдать ряд требований:
1. Во время прогрева ДВС, масло должно обладать пониженной кинематической вязкостью в широком температурном диапазоне, во избежание масляного голодания. Если использовать несоответствующее чрезмерно вязкое масло, это может привести к поломке ДВС (задирам и заклиниванию двигателя)
2. Для сохранения работоспособности ДВС при цикличном нагревании и охлаждении, в 4-тактном масле должен присутствовать пакет присадок с высокими антифрикционными и противозадирными качествами.
3. Также для предотвращения захвата поршневой группы частиц металла при высокотемпературном режиме, стенки цилиндра должны обеспечиваться высокопрочной масляной пленкой.
4. 4-тактное масла для садовой техники должны иметь хорошие моющие средства. Это эффективно противодействует образованию лаковых наслоений в картере и на смазываемых поверхностях ДВС, выпадению загрязнений в виде осадка.
5. Для 4-х тактных моторов с воздушным охлаждением лучше применять масло с низкой коксуемостью. Так как ДВС может достичь высокого температурного воздействия, образующийся масляный нагар провоцирует потерю подвижности колец, а также потерю компрессии, в результате можно получить повышенный расход масла.
1. Класс вязкости по SAE для верхней температуры должен составлять не более 30 единиц для эксплуатации регионах с умеренным климатом и 40 единиц – в жарком. Индекс вязкости по нижней температурной вязкости не должен быть больше 10W.
2. В суровых температурных режимах, рекомендуется использовать масло для садовой техники с низкой вязкостью. Таким параметрам удовлетворяют масла 10W30, 5W30, 0W30, 5W40, 10W40 на синтетической либо полусинтетической базе. Если рассматривать сугубо летние модификации, то подойдут синтетические или полусинтетические смазки SAE 30 либо SAE 40. Класс качества по API масла для четырехтактного двигателя должен быть не ниже SG.
3. Несмотря на идентичность физико-технических параметров автомобильных смазок специализированным маслам для садовой техники, использовать на практике желательно тип и марку, рекомендованную в паспортной документации агрегата. Связано это с особенностями конструкции моторов для садовой техники и специфичным режимом их эксплуатации в условиях высокого окружающего температурного фона.