Как правильно выбрать бензопилу, совет фирмы «Echo»

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ БЕНЗОПИЛУ?
Конструктивно бензопилы выполнены одинаково и представляют собой картер (пластиковый или металлический), на который устанавливаются все основные узлы и элементы агрегата, цилиндро-поршневая группа, система гашения вибрации, органы управления, пильная гарнитура.

По области применения и схеме компоновки двигателя, бензопилы условно можно разделить на несколько классов.

Пилы для бытового применения. Легкие, компактные пилы с небольшой мощностью двигателя (до 2кВт), предназначены для ухода за садом, заготовки дров, мелких строительных работ в небольших объемах, не рассчитаны на интенсивные нагрузки. Картер, как правило, выполнен из композитных материалов (пластика), двигатель собирается единым блоком и затем устанавливается на картер.

Универсальные (фермерские) пилы с мощностью двигателя 2-3 кВт, предназначены для использования в сельском хозяйстве, коммунальной сфере, деревянном строительстве. Эти пилы универсальны в своей области, при этом неважно, идет ли речь о строительстве, заготовке дров или уходе за насаждениями. С инструментами этого класса можно выполнять любые из этих работ. Картер может быть металлический или пластиковый, двигатель собирается единым блоком и затем устанавливается на картер.

Профессиональные пилы с мощностью двигателя свыше 3кВт, предназначены для использования в лесном хозяйстве. Эти пилы для требовательных профессиональных пользователей, идеально подходят для лесозаготовительных работ, рассчитаны на экстремальные нагрузки, позволяют решать самые сложные задачи. Картер, как правило, металлический, состоит из двух половинок. Опорные подшипники коленчатого вала запрессованы в посадочные места в картере с большой точностью и имеют жесткую фиксацию. Цилиндр с большой точностью устанавливаются на свое посадочное место в картере через прокладку. Такая конструкция увеличивает запас прочности и моторесурс двигателя.

Пилы для специальных условий работы — двигатель расположен горизонтально, что позволяет сделать пилу компактной. Основная рабочая рукоятка с органами управления расположена сверху, что позволяет при необходимости работать пилой одной рукой. Применяются такие пилы в основном для работы в ограниченном пространстве, например, обрезка сучьев непосредственно на растущем дереве.


Все бензопилы оборудованы двухтактным одноцилиндровым карбюраторным двигателем с
воздушным охлаждением. Главное преимущество двухтактного двигателя перед четырехтактным — это простота конструкции, увеличение мощности на 70% при тех же размерах цилиндра и оборотах коленчатого вала. Для увеличения моторесурса на рабочую поверхность стенок цилиндра наносят специальное износостойкое покрытие (хром, никосил, Al-Fed).

Антивибрационная система. Длительная работа с сильно вибрирующим инструментом может привести к заболеванию суставов рук. Для снижения вредной вибрационной нагрузки на пользователя необходимо наличие эффективной антивибрационной системы на бензопиле. На пилах, как правило, устанавливается металлические пружины или резиновые амортизаторы, расположенные между рукоятками и картером пилы. На пилах средней и большей мощности дополнительно реализован принцип разделения двух масс, когда двигатель отделен от топливного бака и рукояток. Это позволяет уменьшить вибрацию, улучшить балансировку пилы по весу и повысить комфорт в работе.

Система облегченного запуска. Двигатель бензопилы имеет высокую компрессию, поэтому при запуске двигателя детали ручного стартера испытывают сильные нагрузки, а в некоторых случаях возникает эффект обратного удара, который может привести к поломке стартера, а иногда к травме пользователя. Снизить нагрузки на стартер и исключить эффект «обратного» удара при запуске двигателя конструктивно можно двумя способами: уменьшить компрессию при запуске и изменить конструкцию стартера. На современных бензопилах применяются оба способа.

Для уменьшения компрессии в цилиндре двигателя устанавливают декомпрессионный клапан. При нажатии на клапан перед запуском двигателя, внутренняя полость цилиндра сообщается с атмосферой, тем самым уменьшается компрессия и облегчается запуск двигателя. После первой вспышки топливной смеси в цилиндре клапан автоматически закрывается.

Стартер простого исполнения состоит из корпуса (крышки) стартера, катушки стартера, одной пружины (свитой ленточной возвратной), рукоятки и специального шнура. При запуске двигателя катушка стартера входит непосредственно в зацепление с маховиком. Пружина в данной конструкции служит для наматывания шнура при возврате рукоятки в первоначальное положение. Фактически оператору при запуске приходится прилагать немалые усилия для проворачивания коленвала, при этом неизбежно возникают значительные нагрузки на детали стартера, также при запуске не исключен эффект обратного удара. Поэтому в конструкцию стартера вводят дополнительные элементы для облегчения запуска и снятия нагрузки с деталей стартера.

Система легкого старта (ES) — в конструкцию добавлена вторая пружина, спиральная. Вытягивая шнур стартера, оператор одновременно взводит дополнительную спиральную пружину. При достижении определенного усилия на дополнительной пружине, она раскручивает коленвал. При данной конструкции снимается нагрузка с деталей стартера, оператор прилагает меньше усилий при запуске, исключается эффект обратного удара.

Система безопасности. Один из самых опасных моментов при работе бензопилой — это отскок во время пиления. Отскок происходит, как правило, по траектории вверх и назад. Причиной отскока является контакт движущейся цепи, в районе ведомой звездочки шины (зона отскока), с каким-либо предметом. В результате происходит внезапная и быстрая реверсивная реакция, которая отбрасывает пилу вверх и назад на оператора. Такая реакция пилы может привести к потере контроля над ней и серьезным травмам. Поэтому, не имея опыта обращения с бензопилой, не работайте концом шины и перед началом эксплуатации обязательно изучите безопасные способы работы.

Все современные бензопилы оснащаются механическим инерционным тормозом цепи, который в случае отскока практически мгновенно останавливает цепь и сводит до минимума риск получения травмы. Устанавливается он либо в картер двигателя, либо в крышку шины. Механизм состоит из ручки тормоза (щитка), системы рычагов, силовой пружины и металлической тормозной ленты. Принцип действия очень прост. При резком отскоке пилы (вверх и назад), ручка тормоза по инерции движется вперед, преодолевает сопротивление силовой пружины и через систему рычагов воздействует на тормозную ленту. Тормозная лента сжимается и плотно обхватывает барабан сцепления, цепь при этом останавливается практически мгновенно. Вес ручки тормоза подбирается таким образом, чтобы его хватало для преодоления усилия растяжения силовой пружины при малейшем отскоке бензопилы. В экстренных случаях тормозной механизм можно привести в действие принудительно, для этого нажмите на ручку тормоза рукой «от себя» до характерного щелчка.

Во время работы нельзя также пренебрегать индивидуальными средствами защиты: очки, каска, перчатки, специальная защитная одежда.

Система очистки воздуха. Воздух, используемый для приготовления топливной смеси, должен быть предварительно очищен. Основным элементом системы очистки воздуха является воздушный фильтр. Грязный воздушный фильтр пропускает намного меньше воздуха, что приводит к обогащению топливной смеси, падению оборотов и мощности двигателя, увеличению расхода топлива. Работа при пониженной мощности может привести к перегреву двигателя. Работа с грязным воздушным фильтром также приводит к быстрому износу цилиндра, поршня, поршневых колец. Очень важно контролировать техническое состояние фильтра и проводить регулярное техническое обслуживание. Воздушный фильтр может быть бумажным, фетровым, нейлоновым или поролоновым. Для увеличения срока службы фильтра, увеличения времени работы между техническим обслуживанием фильтра применяют различные системы предварительной очистки воздуха. Центробежная очистка — когда при вращении крыльчатки маховика крупные частицы загрязненного воздуха выталкиваются в верхнюю часть воздушного потока и выносятся через ребра охлаждения цилиндра. Аэродинамическая — предварительно очищенный воздух поступает в камеру, где расположен воздушный фильтр. Поток воздуха направлен таким образом, что оставшиеся частицы пыли удаляются из камеры, а в воздушном фильтре происходит окончательная очистка воздуха. Постоянное удаление мелких частиц пыли из камеры воздушного фильтра, позволяет сохранить его работоспособность длительное время.

Система смазки цепи. При движении цепи по шине возникает сильное трение, которое приводит к повышению температуры и сопряжено с повышенным износом цепи и шины. Для снижения трения и, соответственно, увеличения срока службы пильной гарнитуры применяется принудительная смазка цепи и шины. Система смазки состоит из маслонасоса плунжерного типа, который подает масло через отверстие в паз шины, откуда забирается ведущим звеном цепи и разносится по шине. В результате происходит смазывание шарниров звеньев цепи и рабочей поверхности шины. Привод маслонасоса осуществляется непосредственно от коленвала, либо от барабана сцепления. Производительность зависит от скорости вращения коленвала, чем выше обороты двигателя, тем большее количество масла подается на шину и наоборот. По конструктивному исполнению масло- насосы бывают с пластиковым или металлическим корпусом, разборные и неразборные, с регулируемой подачей масла и не регулируемые.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДЛЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ БЕНЗОПИЛЫ?

Перед началом работы бензопилой внимательно изучите инструкцию по эксплуатации, особенно разделы, касающиеся приготовления и хранения топливной смеси, запуска и остановки двигателя, безопасных способов производства работ.

ТОПЛИВНАЯ СМЕСЬ

Одним из важнейших условий безотказной работы двигателя бензопилы является использование качественной топливной смеси. Для приготовления топливной смеси производителем рекомендовано использование неэтилированного бензина с октановым числом (ОЧ) не ниже 90. Использование бензина с ОЧ меньше 90 может привести появлению детонации внутри двигателя и выходу его из строя. Применение бензина с высоким 04 приведет к появлению калильного зажигания и выходу двигателя из строя. Рекомендуется использовать бензин с ОЧ 92.

Масло в топливной смеси должно качественно смазывать трущиеся детали двигателя, отводить излишнее тепло от двигателя и сгореть практически без остатка, образуя как можно меньше нагара внутри двигателя. Всем этим требования отвечает только специальное масло для двухтактных скоростных двигателей с воздушным охлаждением, поэтому для приготовления топливной смеси используйте только специальное масло, рекомендованное заводом- изготовителем. Запрещено использование масла для двухтактных двигателей с воздушным охлаждением, которые имеют низкие максимальные обороты. Запрещено использование масла для двухтактных двигателей с водяным охлаждением. Запрещено использование масла, предназначенного для четырехтактных двигателей.

При приготовлении топливной смеси строго соблюдайте необходимые пропорции масла и бензина. Обычно это соотношение 1:50 (на 5л бензина 100 мл. масла). Уменьшение доли масла в смеси приведет к тепловому разрушению цилиндра и поршня, увеличение доли масла приведет к повышенному нагарообра- зованию, абразивному износу цилиндра и поршня. При отсутствии информации о соотношении бензин/масло в инструкции, руководствуйтесь рекомендациями производителя масла.

Для приготовления топливной смеси используйте только специально предназначенные для этого емкости, стойкие к воздействию бензина и масла. Не используйте для приготовления и хранения топливной смеси емкости из пищевого пластика. Перед каждой заправкой тщательно взбалтывайте топливную смесь в емкости. При длительном хранении топливная смесь частично или полностью может потерять свои эксплуатационные характеристики, причем внешних изменений может и не быть. Иногда топливная смесь вдруг становится белого цвета, появляется мутный осадок в виде хлопьев, смесь расслаивается, то есть со смесью может произойти все, что угодно, вплоть до образования в ней кислоты. Если смесь хранится в непрозрачной емкости, то вы этого не заметите. Работа на такой топливной смеси обязательно приведет к поломке двигателя. Готовая топливная смесь не должна храниться более 1,5-2 месяцев. Оптимальный вариант- готовить топливную смесь в количестве, необходимом для выполнения определенного объема работ.

ВАЖНО! Использование неправильно приготовленной топливной смеси, бензина с несоответствующим октановым числом, работа на чистом бензине, старой топливной смеси, использование для приготовления смеси несоответствующего масла приведет к выходу двигателя из строя и не подлежит гарантийному ремонту.


СМАЗКА И ОБСЛУЖИВАНИЕ НАПРАВЛЯЮЩЕЙ ШИНЫ И ПИЛЬНОЙ ЦЕПИ

Объемы топливного и масляного бака рассчитаны таким образом, что при работе топливо и масло заканчиваются практически одновременно. Заправляя пилу топливной смесью, всегда проверяйте наличие масла в баке. Масло для смазки цепи должно соответствовать следующим требованиям: должно быть чистое, иметь соответствующую вязкость и иметь хорошие сцепляющие свойства при нагреве цепи и шины. Всем этим требованиям соответствуют специальные масла, рекомендованные заводом-изготовителем, которые кроме вышеперечисленных свойств, разлагаются в почве без остатка и не загрязняют окружающую среду.

ВАЖНО! Запрещается работа с пустым масляным баком. Запрещается использовать для смазки цепи и шины отработанное мало, а также жидкие масла (трансформаторное, веретенное и т.д).

Применение длительное время моторных масел для смазки цепи и шины может привести к выходу из строя маслонасоса, резиновых шлангов и уплотнений.

Проверку подачи масла на цепь следует производить перед началом работы и каждый раз после заправки баков топливом и маслом. Для этого расположите работающую пилу на расстоянии 10-15 см. над чистой ровной поверхностью с небольшим наклоном вперед. Нажмите на курок газа и дайте поработать 5-7 секунд на максимальных оборотах. Под шиной должен остаться четкий масляный след. Также ежедневно перед началом работы с помощью пресс-масленки необходимо смазывать ведомую звездочку шины специальной консистентной смазкой. Для этого на конце шины имеется технологическое отверстие.

Для рентабельной эксплуатации пилы действительно следующее практическое правило: расходуйте на 1 шину 2 цепные звездочки и 4 пильные цепи. Целесообразно использовать на одной звездочке попеременно две пильные цепи. Благодаря этому цепная звездочка и цепи изнашиваются равномерно. Не рекомендуется устанавливать новую цепь на изношенную цепную звездочку- ведущие звенья цепи изнашиваются намного быстрее, чем обычно. Шина вдоль продольной оси симметрична,поэтому для равномерного износа шину рекомендуется в процессе эксплуатации переворачивать. При установке цепи следите, чтобы режущая кромка зуба была направлена вперед.

При установке шины следите, чтобы натяжитель цепи попал в технологическое отверстие в шине, иначе можно повредить крышку шины. После установки цепи на шину проверьте натяжение цепи. Правильно натянутая цепь снизу плотно прилегает к шине по всей длине, сверху на середине шины должна вытягиваться из направляющего паза на высоту 5-6 мм (высоту ведущего звена), цепь при этом должна свободно протягиваться рукой по шине.

ВАЖНО! Чрезмерная затяжка гаек приведет к повреждению резьбы шпильки крепления шины или вытягиванию ее из посадочного места в картере двигателя.

ВНИМАНИЕ! Все работы по установке и натяжке цепи должны выполняться в защитных перчатках, при заглушенном двигателе и выключенном тормозе цепи.

После начала работы цепь нагревается, и ее длина немного увеличивается. Поэтому цепь необходимо подтянуть. Пиление ослабленной цепью приводит к повышенному износу шины, ведомой и ведущей звездочки. Цепь может соскочить с шины или порваться- риск получения травмы.

ВАЖНО! Перед регулировкой натяжения цепи обязательно ослабляйте гайки крепления крышки шины. В противном случае, есть риск повредить крышку или механизм натяжения цепи.

После окончания работы цепь рекомендуется ослабить, так как, остывая, цепь укорачивается. Возникают статические нагрузки на звездочки, цепь, шину, шпильки крепления шины, сцепление. Чем длиннее шина, тем значительнее эти нагрузки, которые могут привести к вытягиванию или разрыву цепи, повреждению шпилек и деталей сцепления.

Цепь во время работы должна быть острой и правильно заточена. Степень остроты цепи можно определить по характеру опилок. Острая цепь- опилки вылетают в виде хлопьев, тупая цепь — опилки мелкие или в виде пыли.

ВАЖНО! Пиление тупой или неправильно заточенной цепью приводит к увеличению нагрузки на двигатель, нарушению теплового баланса двигателя, перегреву и выходу его из строя.

ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Запуск двигателя

Современные бензопилы не нуждаются в дополнительной обкатке двигателя, особенно на холостом ходу. При длительной работе двигателя на холостом ходу масло в топливной смеси сгорает не полностью и образуется большое количество нагара на днище поршня. Под нагрузкой этот нагар отлетает, попадает между юбкой поршня и зеркалом цилиндра, процесс смазки нарушается и двигатель выходит из строя.

Первые 2-3 заправки топливного бака не рекомендуется использовать пилу для выполнения больших объемов работ. После выработки 8-10 полных заправок бака двигатель достигает своей максимальной мощности. При работе рекомендуется использовать цикличный режим работы (пиление 1-1,5 мин., затем холостой ход 3-5 секунд).

ВАЖНО! Запрещается эксплуатировать пилу на максимальных оборотах продолжительное время без нагрузки, либо с минимальной нагрузкой. Это приведет к превышению рабочей температуры двигателя, тепловому перегреву и выходу двигателя из строя.

Перед запуском двигателя:

1. Заполните топливный бак свежеприготовленной топливной смесью.
2. Заполните масляный бак чистым маслом для смазки цепи.
3. Проверьте натяжение цепи.
4. Убедитесь, что тормоз цепи заторможен (включен).

Запуск холодного двигателя (простой стартер):

1. Нажмите на кнопку подкачки топлива (при наличии) 5-6 раз, до появления в ней топлива.
2. Установите выключатель в положение «Вкл».
3. Закройте воздушную заслонку. Для этого вытяните назад до упора рычаг воздушной заслонки.
4. Выберите свободный ход шнура стартера. Для этого потяните за ручку стартера до тех пор, пока не почувствуете сопротивление, затем произведите резкий рывок за ручку. Повторите эти действия до первого «хлопка» в глушитель.
5. После первого «хлопка» в глушитель откройте воздушную заслонку, для этого до упора задвиньте рычаг управления воздушной заслонкой.
6. Не забывая выбирать свободный ход шнура стартера, резко дерните за ручку стартера 1-2 раза. Двигатель должен завестись.
7. Нажмите и отпустите курок газа, двигатель перейдет в режим холостого хода.

ВАЖНО! После запуска двигателя немедленно установите тормоз цепи в позицию «расторможен» (выключен). При работе с включенным тормозом цепи происходит сильный нагрев ведущей звездочки и деталей сцепления с последующим оплавлением деталей корпуса пилы.

ВАЖНО! При запуске двигателя обязательно выбирайте свободный ход шнура стартера до плотного зацепления катушки стартера с маховиком. Шнур стартера никогда не вытягивайте до конца, есть опасность разрыва шнура или повреждения деталей стартерной группы. Никогда не отпускайте при запуске ручку стартера в верхнем положении, сопровождайте ее в исходное положениеопасность поломки стартера.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Для запуска прогретого двигателя воздушную заслонку не закрывать, свечу зажигания зальет бензином.

Если свечу залило бензином (пропустили первую вспышку, заводили теплый двигатель на закрытой воздушной заслонке), то в этом случае необходимо выполнить следующие действия:

1. Установите выключатель зажигания в положение «Выкл».
2. Выверните и просушите свечу зажигания.
3. Переверните пилу свечным отверстием вниз и, нажав полностью на курок газа, протяните несколько раз пусковое устройство для удаления лишнего топлива из цилиндра.
4. Установите свечу на место.
5. Не закрывая воздушную заслонку, повторите процедуру запуска.
При запуске двигателя с облегченным стартом (ЕЭ) нет необходимости в резком рывке за ручку стартера. Достаточно выбрать свободный ход шнура стартера, затем сильно, но плавно потянуть за ручку стартера. В определенный момент дополнительная пружина сама провернет коленвал.

Остановка двигателя
Перед тем, как заглушить двигатель (особенно в жаркую погоду), переведите его в режим холостого хода и дайте поработать 10-15 секунд, после этого заглушите двигатель, установив выключатель в положение «Выкл». Мгновенная остановка двигателя без работы на холостом ходу приведет к резкому повышению температуры внутри двигателя с последующим выходом его из строя.

Выполняйте все рекомендации по техническому обслуживанию, которые указаны в инструкции по эксплуатации.

ХРАНЕНИЕ ПИЛЫ

В случае перерыва в работе более 30 дней необходимо произвести следующие действия:

1. Слейте остатки топлива из топливного бака.
2. Заведите двигатель для того, чтобы удалить остатки топлива из карбюратора и топливных шлангов.
3. Выкрутите свечу зажигания.

ВАЖНО! Не выкручивайте свечу зажигания пока двигатель полностью не остыл — опасность повреждения резьбовой части свечного отверстия цилиндра.

4. Залейте 1 чайную ложку чистого масла для двухтактных двигателей в камеру сгорания. Потяните медленно шнур стартера, чтобы покрыть маслом внутренние поверхности цилиндра.
5.Установите свечу зажигания. Цепи погрузите в емкость с маслом, шину рекомендуется смазать густой смазкой. Храните пилу в сухом месте без резких перепадов температуры воздуха.


Информация взята с офицальных каталогов Echo

Поделиться: